Как имя домена влияет на продвижение сайта

В первую очередь под влиянием имени домена на продвижение сайта понимается наличие или отсутствие в доменном имени ключевого слова, по которому планируется продвигать сайт. Чтобы было понятно, о чём идёт речь, проведём мысленный эксперимент.

Gedankenexperiment

Дано: два одинаковых сайта с точки зрения поисковых систем, предлагающих услуги по покраске собак. Первый сайт расположен на домене pokraska-sobak.ru, а второй — на домене tarampampam.ru.

Вопрос: сайт на каком домене будет выше в результатах поиска по запросу «покраска собак»? На первом, в названии которого есть прямое вхождение ключевика, или на втором, абсолютно нейтральном к тематике сайта?

Ответ: казалось бы, здесь всё очевидно. Но на самом деле не всё так однозначно.

Почему нужно учитывать имя домена

Ну потому что это логично. Если я, как обычный среднестатистический пользователь, вбиваю в поисковую строку запрос «покраска собак», то желаю немедленно получить релевантный результат. С моей точки зрения (напоминаю, я всё ещё среднестатистический пользователь), если сайт называется «Покраска собак», да ещё и доменное имя носит название pokraska-sobak.ru, то очевидно, что это то, что мне нужно. Я кликаю именно на него и выбираю услугу.

Что мне этот непонятный домен tarampampam.ru? Может там лопаты продают или бутират, кто знает? А тут всё ясно и понятно. Как говорится, если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, и есть утка.

Почему НЕ нужно учитывать имя домена

Так почему всё не так однозначно? Одна из причин, по которой поисковые алгоритмы могут не учитывать фактор доменного имени в ранжировании или его минимизировать — это борьба с хитрыми вебмастерами и ещё более хитрыми дорвейщиками. Если бы этот фактор был действительно весомым, то тут же бы были зарегистрированы примерно такие домены:


  • pokraska-sobak-stoimost.ru
  • pokraska-sobak-nedorogo-po-nizkim-tsenam.ru
  • pokraska-sobak-moskva-spb-krasnoyarsk-bobruysk.ru
  • pokraska-sobak-laek-pudeley-buldogov-haski-nedorogo-bez-sms.ru

И подобные. Очевидно, после такого у первых двух сайтов из мысленного эксперимента при прочих равных условиях не было бы шанса остаться в топах поисковых систем.

То есть ситуация была бы ровно такая же, как и в случае умершего ныне мета-тега keywords. Напомним, раньше, когда поисковые системы имели примитивные алгоритмы, манипулировать их выдачей можно было элементарно: достаточно было вбить в мета-тег keywords как можно больше ключевых запросов — и твой сайт стремительно врывался по этим ключевикам на первую страницу результатов поиска. Сейчас в это сложно поверить, но да, были и такие прекрасные времена.

Как дела обстоят на самом деле

Вышеуказанные размышления не дают ответа пытливому читателю, как же обстоят дела в реальной, а не мыслимой, выдаче поисковых систем. Учитывают они название домена? Не учитывают? Или в каких-то тематиках учёт есть, а в каких-то нет? Нужно ли регистрировать домен с тематическим ключевиком или это не имеет значения? Вопросы, вопросы.

Давайте сперва напишем то, о чём точно известно (по крайней мере, автору этих строк).

Google и Exact Match Domain

До 2012 года в Гугле точное вхождение ключевого запроса в домен оказывало не самое маленькое влияние на ранжирование. Собственно, существует даже специальный термин Exact Match Domain (сокращённо EMD), который можно перевести как «точное соответствие в домене». Как это обычно бывает в сфере SEO, лавочку прикрыли после того, как вебмастера и оптимизаторы стали злоупотреблять EMD — они действовали примерно так, как мы описывали в разделе «Почему НЕ нужно учитывать имя домена».

Говорящая голова Гугла Мэтт Каттс (на тот момент он ещё там работал) так описал ввод санкций в своём твиттере:


Google и Exact Match Domain
Вольный перевод на русский язык: «Небольшой прогноз погоды: незначительные изменения в алгоритме Гугла приведут к уменьшению некачественных доменов с „точным соответствием“ в результатах поиска» . Закрутили гайки, в общем, и количество EMD-доменов и прочих дорвеев в топах с того времени начало уменьшаться.

Впрочем, что касается дорвеев, то они и сейчас, бывает, выползают в топы, в том числе на EMD-доменах. Если честно, то я всегда с уважением относился к дорвейщикам, несмотря на всю их, так сказать, неэтичную, а иногда и незаконную, деятельность. Уверен, этих ребят не сломит ни один поисковый алгоритм, каким бы совершенным он ни был. Даже когда миром будут править бездушные роботы с искусственным интеллектом, дорвеи, уверен, всё равно будут живы. Извините, отвлёкся.

Яндекс и прямое вхождение запроса в домен

Яндекс, насколько мне известно (хотя могу ошибаться), никогда прямо не заявлял о том, что прямое вхождение ключа в домене влияет на ранжирование. Но и что не влияет — тоже не заявлял. Обычно поддержка Яндекса произносит обтекаемые формулировки вида: «Мы не раскрываем работу алгоритмов, но у нас миллиард факторов ранжирования и все они так или иначе влияют на положение сайта в выдаче. Развивайте свой сайт и бла-бла-бла».

Однако раньше в поисковой выдаче подсвечивались жирным шрифтом домены, в которых было прямое вхождение запроса (это касалось в том числе и кириллических доменов). Что косвенно говорит о том, что Яндекс всё-таки давал бонус в ранжировании за EMD. Да и наличие таких доменов в топе многих тематик об этом недвусмысленно намекало. Вот как выглядят примеры из прошлого:


Яндекс подсвечивал слова из доменного имени с прямым вхождением ключевиков с использованием транслитерации
Яндекс подсвечивал слова из доменного имени с прямым вхождением ключевиков с использованием транслитерации

Не гнушался Яндекс подсвечивать ключи с точным вхождением и кириллических доменов
Не гнушался Яндекс подсвечивать ключи с точным вхождением и кириллических доменов

Спасибо сайту webmasters.ru за эти скриншоты, пусть и низкого качества, которые, тем не менее, заботливо хранились почти 10 лет.

Регистрировать домены с прямым вхождением ключевика или не стоит?

Если у вас серьёзный проект, не однодневка, то не стоит обращать внимание на этот незначительный ныне фактор при выборе домена для сайта. Лучшего выбирайте его из следующих соображений:


  • название компании
  • красота звучания
  • легкость произношения
  • однозначность написания
  • запоминаемость
  • краткость

Но всё, конечно, индивидуально. Посмотрите, например, на wildberries.ru — домен с первого раза-то и не выговоришь сразу, однако это не помешало магазину занять топы. Потому что, как это ни банально звучит, главное, чтобы сайт удовлетворял потребностям посетителей, а уж как он называется — дело десятое.

Но если у вас есть возможность зарегистрировать домен (или перекупить) с ключевым запросом в имени, и этот запрос не будет длиннее двух слов — то почему бы и нет? Какой-никакой, а маленький плюсик в доли процентов от поисковых систем возможен.

И, конечно, стандартный совет на все времена: перед приобретением домена изучите поисковую выдачу по предполагаемым запросам и посмотрите, сайты на каких доменах находятся в топах поисковых систем. Если большинство будут на доменах с точным вхождением ключа — это сигнал, что и вам следует поступить аналогичным образом.

Вместо выводов

Проблема в том, что в настоящее время на практике невозможно проверить, оказывает влияние доменное имя на продвижение сайта или нет. Мы не можем создать два идентичных сайта, как в примере про покраску собак. Точнее, мы сможем их создать, но поисковики их склеят, и в поиске будет участвовать лишь один (а то и вообще ни одного).

Можно, конечно, создать приблизительно одинаковые сайты и попробовать провести эксперимент. Но вот это «приблизительно» уже зачеркнёт всю суть эксперимента и результаты будут необъективными. Потому что, на самом деле, алгоритмы поисковых систем таковы, что не очень понятно, что может повлиять на ранжирование положительно, а что — отрицательно. Тем более они, эти алгоритмы, постоянно меняются (слово «совершенствуются» язык не поворачивается назвать после недавних апдейтов) — и тот фактор, что вчера положительно влиял на ранжирование, завтра может обнулиться, а то и стать отрицательным. Как в случае с EMD-доменами для Гугла.


Если у вас остались вопросы, пишите нам письма на наш замечательный адрес: love@pitcher.agency.

Или звоните нам (800) 200 · 69 · 20 и приезжайте в гости (уже можно) 😀

Получить бесплатный SEO-аудит