Первичная оптимизация сайта: часть первая

«План — лучший способ добиться случайного результата»
(Амброз Гвиннет Бирс)

Предположим, вы создали интернет-магазин по продаже семян кактусов. И вот вы сидите весь такой радостный, ждёте, когда же люди будут на него заходить и покупать семена. Проходит неделя, месяц, но никто ваши семена не покупает. Почему? Дело в том, что само по себе существование сайта — ещё не гарантия, что его будут посещать. И вот тут приходит осознание, что нужно искать причины, почему его не посещают.

Первичная сео-оптимизация сайта необходима для того, чтобы ваш сайт корректно отображался в результатах поиска. Чтобы поисковые системы быстро индексировали нужные страницы, а ненужные — не индексировали вовсе. Правильно выполненная оптимизация ресурса позволит не только решить некоторые проблемы технического характера, но и в кратчайшие сроки получить трафик по низкочастотным запросам.

Рассмотрим те работы, которые необходимо проделать при первичной оптимизации нового сайта. Хотя это вовсе не означает, что подобные работы подходят только для нового сайта. Итак, условный список будет следующим:


  • Оптимизация структуры сайта.
  • Оптимизация текстового контента и мета-тегов.
  • Добавление сайта в панели вебмастеров.
  • Установка систем аналитики.
  • Добавление сайта в справочники поисковых систем.
  • Техническая оптимизация.

Оптимизация структуры сайта

Оптимизация структуры сайта

Структура сайта должна быть интуитивно понятна любому человеку, даже далёкому от этих ваших «интернетов». Помните, на ваш сайт по продаже семян должны заходить не вебмастера, а садоводы-любители, поэтому: не делайте красиво, делайте понятно.

Используйте т. н. ЧПУ (человеко-понятные урлы) — это адреса страниц, по которым можно сразу понять, о чём они. Во-первых, такие адреса лучше воспринимаются посетителем «на глаз», и он, даже не читая содержимое, может понять, о чем пойдёт речь; во-вторых, слова из таких адресов учитываются поисковыми системами со всеми вытекающими. В конце концов, использование ЧПУ — это правило хорошего тона.

 ЧПУ: человеко-понятные урлы

Помимо понятной навигации, желательно создать «хлебные крошки» — вспомогательный навигационный элемент, показывающий уровень иерархии нахождения пользователя в том или ином разделе. Этот элемент помогает посетителю быстро сориентироваться по разделам сайта — не всегда сразу можно понять, где находишься, особенно если зашёл на страницу сайта из поисковой системы.

Отметим, что «хлебные крошки» не всегда применимы, да и не всегда нужны. Всё зависит от того, как изначально устроена навигация и какой у вас сайт в целом. Но если есть возможность их внедрить, и вы видите, что это действительно поможет посетителям — внедряйте. К тому же, не забывайте, «хлебные крошки» (если не напрямую, то косвенно, в связи с правильной перелинковкой) положительно влияют на продвижение.

Оптимизация текстового контента и мета-тегов

Оптимизация текстового контента и мета-тегов

Как бы то ни было, текст — всё ещё основной фактор ранжирования в поисковых системах. Поэтому к его оптимизации стоит отнестись крайне внимательно.

Есть очевидные вещи, которые всем понятны: текст должен быть читаемым, раскрывать заявленную тему, хорошо структурирован, не перегружен сложными оборотами, разбавлен изображениями. Но на практике мы все порой сталкиваемся с абсолютно нечитаемыми простынями текста, от которых кровоточат глаза.

Поисковые алгоритмы совершенствуются, но процесс этот постепенный, а не внезапный, поэтому до сих пор можно встретить в топе т. н. seo-тексты «родом из начала 2000-х годов», когда в одном абзаце может спокойно себе стоять десяток ключевых слов, абсолютно несогласованных друг с другом, выделенных жирным шрифтом, будто так и должно быть. То есть налицо явный «переспам».

Подобным образом писать ни в коем случае не следует. Если подобные страницы до сих пор находятся в топах — это не их заслуга, а недоработка поисковиков. Поэтому пишите тексты исключительно для людей. (Но всё же не забывайте о роботах) 🙂. А теперь перейдём к конкретике.

Для текста

Title. Очень важная текстовая составляющая страницы, в сжатой форме характеризующая её содержание. Отображается в заголовке окна браузера. Существенно влияет на ранжирование сайта в поисковых системах.

Из самого определения становится ясно, что title следует заполнить так, чтобы было понятно, о чём пойдёт речь на странице. Рекомендуемая длина — от 40 до 80 знаков, хотя если вам нужно сделать его чуть длиннее — ничего страшного. Если ваша страница посвящена продаже семян кактуса агавы, то title должен выглядеть примерно так: «Купить семена кактуса агавы в Диксоне | интернет-магазин кактусов Joshua Tree».

Вторая часть, которая начинается с разделительной черты, необязательна — она лишь указывает на то, что человек находится на странице вашего интернет-магазина. Самый важный ключевой запрос старайтесь помещать в левую часть, в нашем случае «купить семена кактуса агавы».

Не стоит забывать, что title влияет на поведенческие факторы, т. к. он берётся из результатов поиска (хотя поисковики могут формировать свой title из заголовков h1, h2 или просто из текста страницы).

Заголовок h1. В html есть шесть заголовков разного уровня, показывающие важность части документа — от h1 до h6. Соответственно, заголовок h1 является самым главным, и используется на странице единожды. И так по нисходящей — от h1 до h6.

Среди копирайтеров, оптимизаторов и прочих деятелей, соприкасающихся с контентом, ходят споры — можно ли дублировать title и h1. Одни говорят, что ни в коем случае, другие — что можно. Лично я считаю, что какой-то принципиальной разницы нет: иногда можно дублировать, иногда можно не дублировать; главное, чтобы title и h1 не были слишком отличными друг от друга. Если вы не доверяете никому, поступите так: проанализируйте сайты из топ-10 поисковой выдачи по своей тематике, и составьте своё мнение.

На практике редко кто пользуется заголовками ниже h3, если это только не какой-нибудь большой длинный текст со множеством списков и подсписков. Достаточно h1 (напоминаем ещё раз: его используем на странице только один раз  — это заголовок, повествующий о содержимом всей страницы), h2 и h3  — последние вы можете использовать сколько угодно раз, главное, чтобы не в ущерб читаемости.

Description. Мета-тег, кратко описывающий содержимое конкретной страницы. На его основе формируется (точнее, может сформироваться) описание страницы в результатах поиска. Размещается description внутри элемента head, его приблизительная длина — 150-170 символов.

Обычный посетитель сайта не увидит содержимое этого мета-тега (если, конечно, не заглянет в код страницы), он служит исключительно для поисковых роботов. Тег description напрямую не влияет на ранжирование, но косвенное влияние возможно: если благодаря грамотному описанию сформировался доходчивый сниппет, это может положительно повлиять на поведенческие факторы (посетители будут чаще на него кликать в результатах поиска), а те, в свою очередь, повлияют на ранжирование.

Примерно вот так должны выглядеть title и description нашей странички по продаже семян кактусов:

Title и description нашей странички по продаже семян кактусов

Keywords. Отживший своё мета-тег. Раньше, когда поисковики были не такими умными, с помощью keywords можно было неплохо манипулировать выдачей: хитрецы вбивали в него сотни и тысячи ключевых слов — и были в топах. 😉

Но те времена безвозвратно ушли, и сейчас этот мета-тег не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на ранжирование. Так что, не тратьте зря время на его заполнение.

Также, стоит обратить внимание на следующие мета-теги: robots (определяет правила индексации страниц), viewport (адаптирует сайт к показу на мобильных устройствах), content-type (определяет тип документа и кодировку). Существуют и другие, но в данной статье мы их рассматривать не будем.

Запутались в хитросплетениях мета-тегов? Обращайтесь к нам за аудитом: мы досконально изучим ваш сайт и по итогу дадим ценные рекомендации. Рекомендации ценные, а аудит — бесплатно 🙂



Для картинок

Атрибуты тега img: alt и title. Тег img служит для отображения картинок на вашем сайте. У него есть немало атрибутов, но нам сейчас интересны два: alt — описание изображения, которое не видно пользователю при включенных картинках, но прекрасно видно поисковому роботу; title  — описание изображения, которое увидит пользователь, если подведёт курсор мышки к изображению и задержит его на секунду-две, выглядеть это будет вот так:

Атрибуты тега img

Атрибут alt следует заполнять хотя бы затем, чтобы получить дополнительный источник трафика из поиска по картинкам. В него прописываем то, что изображено на картинке.

Атрибут title с точки зрения поисковой оптимизации можно вообще не заполнять, но, с другой стороны, его наличие может повысить лояльность посетителя.

В большинстве современных систем управления сайтом прописывать данные атрибуты достаточно просто. В некоторых CMS настройки позволяют делать это в автоматическом или полуавтоматическом режиме, что, конечно, существенно облегчает работу, особенно если у вас много изображений. Сложности могут возникнуть, если у вас сайт на чистом html — тогда вы просто замучаетесь прописывать alt и title к каждому изображению. Но таких «динозавров», которые делают сайт на чистом html, уже практически не осталось. 🙂

Регистрация сайта в панели для вебмастеров

Регистрация сайта в панели для вебмастеров

Популярные поисковые системы — прежде всего нас интересуют Яндекс и Гугл  — имеют свои панели для вебмастеров. Не бойтесь, смело добавляйте в них свой сайт  — это достаточно мощные инструменты, которые покажут вам всю подноготную вашего сайта  — от диагностики ошибок и индексации конкретных страниц до запросов, по которым посетители заходят на ваш сайт.

Подробную пошаговую инструкцию по добавлению сайта в Яндекс.Вебмастер и Google Search Console можете прочитать в нашей статье «Регистрация сайта в поисковых системах».

Установка систем аналитики Яндекс.Метрика и Google Analytics

Установка систем аналитики Яндекс.Метрика и Google Analytics

Как уже понятно из самого названия, системы аналитики служат для отслеживания и анализа поведения посетителей сайта. Причём, каждая из этих двух систем по-своему хороша и имеет свои недостатки.

Яндекс.Метрика прежде всего «заточена» под Яндекс, соответственно, Google Analytics  — под Гугл. Устанавливайте обе эти системы, даже если вы ориентируетесь в продвижении только под одну поисковую систему. Впрочем, есть исключения: например, вы продвигаете англоязычный/испаноязычный сайт, предназначенный исключительно для носителей языка. В таком случае, ставить Яндекс.Метрику нет никакого смысла  — как известно, в дальнем зарубежье Яндекс занимает долю на рынке поисковых систем на уровне статистической погрешности.

Описание и инструкции по установке и настройке систем аналитики: Яндекс.Метрика, Google Analytics.

В данной статье я не буду описывать подробные инструкции по установке каждой из систем, с ними можно ознакомиться на официальных страницах. Главное, примите как факт: установка этих двух систем в текущее время обязательна, если ваш сайт ориентирован на русскоязычную аудиторию.

Добавление сайта в справочники поисковых систем

Добавление сайта в справочники поисковых систем

Как ранее выяснили, мы рассматриваем две самые популярные поисковые системы  — Яндекс и Гугл. Поэтому и сервисы будут иметь, в большинстве случаев, отношение именно к ним. В том числе это касается и справочников. Однако это не значит, что нужно игнорировать другие, менее популярные сервисы. Возможно, ваш сайт занимает такую нишу, что большинство пользователей будет идти с Рамблера или Мэил.ру, кто знает. 🙂

Но текущая реальность такова, что в Рунете господствуют две поисковые системы  — Яндекс и Гугл. Поэтому, добавляйте свою компанию прежде всего в Яндекс.Справочник и «Google Мой бизнес». Создавайте карточки организаций, подробно их заполняйте.

Как добавить вашу организацию, читайте на официальных страницах Яндекс.Справочника и Google Мой бизнес.

При внесении вашей организации в эти справочники, вы автоматически получаете дополнительный возможный источник трафика — с карт Яндекса и Гугла соответственно. А также с других связанных сервисов данных поисковых систем.

Стоит отметить, что добавить организацию в вышеуказанные справочники можно и без сайта, но мы этот вариант не рассматриваем в силу очевидных причин.

Техническая оптимизация

Техническая оптимизация

Данная глава, пожалуй, одна из самых важных. Вы можете идеально проработать структуру и меню сайта, написать прекрасные тексты и красиво их оптимизировать, а ваш дизайн — да это вообще лучший дизайн на свете. Но всего лишь две строки в файле robots.txt могут все ваши труды свести на нет. Например, такие:

User-agent: *
Disallow: /

То есть, сайт просто не будет индексироваться поисковыми системами. 🙂

К сожалению, в формате данной статьи охватить все нюансы технической оптимизации не представляется возможным, поэтому в ближайшее время ожидайте вторую часть. Она будет полностью посвящена именно технической оптимизации.

Получить бесплатный SEO-аудит