Время чтения: 9 минут  
Голосовой поиск: зачем оптимизировать под него сайт

Время голосового поиска пришло. Даже если вы лично не используете виртуальных ассистентов, то наверняка слышите подобное в своем окружении: «Ок, Google, найди кофейню рядом со мной», «Siri, напиши смс», «Алиса, на улице сейчас идет дождь?». В поисковых системах давно реализована возможность поиска голосом, а цифровые помощники постепенно входят в нашу жизнь с системами управления «умный дом».

Согласно исследованию WARC, известного британского сервиса, специализирующегося на рейтингах и шоукейсах, 60% пользователей мобильных устройств делают голосовые запросы. В отчете агентства за май 2018 года отражено, что 53% пользователей ищут какие-либо товары/услуги, 50% задают поиск в поисковых системах, 42% пользуются навигационными системами, а 41% интересуется брендами.

Голосовой поиск вызывает эмоциональную реакцию

Если вы все еще сомневаетесь, имеет ли смысл оптимизировать контент вашего сайта под поисковые запросы, вот информация к размышлению. Согласно аналитическому отчету от WARC, голосовые запросы, связанные с брендом, демонстрируют более сильную эмоциональную реакцию по сравнению с теми же запросами, набранными на клавиатуре.

Что касается цифр, то статистики по частоте голосовых запросов (ГЗ) в России нет ни от Яндекса, ни от Google. На данные других стран нет смысла опираться, поскольку они не отображают «нашей» действительности. Поэтому обратимся к доступным исследованиям. Mediascope, российская компания по интернет-исследованиям, провела анализ ежемесячной аудитории интернета. Результат интересный: с сентября 2017 по февраль 2018 аудитория достигла 90 миллионов человек. Это 73% населения страны старше 12-ти лет.


Аудитория интернета: десктоп, смартфоны, планшеты и смарт-ТВ

Очевидно, что смартфоны и мобильный поиск уже лидируют среди других гаджетов и десктопных устройств.


Аудитория интернета: мобильные устройства вытесняют декстопные

Тренд последних лет с адаптацией сайтов для мобильных устройств, продвижение в мобильном поиске совпадает с развитием голосового поиска. Пользователи активнее запрашивают голосом нужную информацию и даже совершают покупки таким способом. Объемы продаж пока невелики. Крупнейшая торговая интернет-площадка Amazon продала всего 2% товаров владельцев устройств с голосовым помощником, по информации The Information, тем не менее, старт дан.

Почему люди все чаще выбирают голосовые сообщения? Задать вопрос голосом быстрее, чем набирать его на клавиатуре и удобнее, например, за рулем, во время пробежки, или кормления ребенка. Делегировать цифровому помощнику часть рутинных дел намного проще, чем освободить время в течение дня. Настал момент, когда можно предвосхитить действия конкурентов. А в любом бизнесе выигрывает тот, кто в курсе последних тенденций и пользуется любыми представляющимися возможностями.

Как подготовить сайт к голосовому поиску?

Получить шанс попасть в верхние позиции выдачи, когда пользователи начнут голосом запрашивать товар или услугу со своего устройства можно, если оптимизировать контент сайта под голосовой поиск. И не важно, какой голосовой помощник будет использовать потенциальный клиент: Алису от Яндекса, Алексу от Amazon, Siri, Google или любой другой. Важно, что ваш сайт будет готов к этому.

Что влияет на продвижение в голосовом поиске, когда пользователь задает вопрос:

  1. Скорость загрузки страницы.
    На сегодняшний день это один из важнейших факторов ранжирования сайтов поисковыми системами. В среднем, страница с результатами голосового поиска загружается за 4,6 секунды в Google, что на 52% быстрее, чем обычная страница поиска;
  2. Безопасность сайта для пользователя.
    SEO-специалист наверняка уже перевел ваш сайт на безопасный сертификат HTTPS. И это правильно. Сайты с HTTPS занимают верхние позиции, например, в поисковой выдаче Google.
  3. Авторитетность домена.
    Чем более «старый» домен, тем более лояльно к вашему сайту относятся поисковые системы.
  4. Количество и качество обратных ссылок.
    Если на ваш сайт ссылаются другие качественные сайты, это плюс к его «карме».
  5. Регистрация ресурса в Яндекс.Справочнике и Google My Business.
    Адрес, уникальное описание, фотографии, все это — бесплатные бонусы, которые необходимо использовать;
  6. Микроразметка.
    Помочь поисковым роботам с поиском нужной информации на вашем сайте поможет специальная разметка. Метаданные — мощный инструмент SEO, используйте его на 100%.

Контент, «заточенный» под запросы голосом, это:

  • локальный контент, например, статья или видео, отвечающие на конкретный вопрос: «Где лучше готовят лазанью?», «Как выбрать стиральный порошок?», «Сколько погонных метров ткани нужно на шторы?», «Когда менять масло в двигателе?» и так далее;
  • тексты, написанные простым и понятным читателю языком. Такие будут чаще включены в результаты голосового поиска;
  • короткий и емкий ответ. Специалисты подсчитали, что ответ на голосовой запрос должен состоять из 29 слов. Тогда он может появиться в результатах выдачи поисковых систем.

Что нужно учесть при подготовке контента под голосовые запросы

Есть 2 типа голосовых запросов:


  1. поисковые вопросы: «где ближайшая заправка?», «какой кофе лучший?», «как упаковать подарок?»;
  2. запрос действия: «отправь смс»: «внеси в расписание пятницу в клубе с друзьями в 22 часа», «прочти новое письмо» и так далее.

Оптимизировать сайт под поисковые запросы необходимо, чтобы дать ему возможность постараться подняться в поиске как можно выше. Желательно на позицию «0», над первым ответом органической выдачи.

Контент должен отвечать на конкретный вопрос пользователя. Зададим вопрос: «как выбрать арбуз». Получим «нулевую» позицию в поиске на десктопе:


Поисковый запрос: «как выбрать арбуз»

А вот какой результат получим, используя тот же запрос голосом в браузере на смартфоне:


Поисковый запрос голосом: «как выбрать арбуз»

Адресуем вопрос про арбуз Siri на iPhone:


Адресуем вопрос про арбуз Siri на iPhone: «как выбрать арбуз»

По наблюдениям SEO-специалистов, рекламные объявления чередуются с результатами органической поисковой выдачи, однако чаще «0» позиция остается неизменной для поиска голосом. Другими словами, это всегда рекомендуемый органический контент.

Попробуйте озвучить вопрос о товаре или услуге на вашем сайте. Прослушайте звонки, которые поступают в компанию. Прочтите запросы, присланные в техподдержку сайта. Так вы поймете, в какой форме запроса будет искать потенциальный клиент.

Компания seoClarity, которая занимается исследованиями и анализом в SEO, провела исследование на тему, какие слова используют люди при поиске голосом. Получился список слов-триггеров (мотивирующих совершить действие «прямо сейчас»). Пробуйте использовать их для достижения SEO-целей на своем сайте:

  • как
  • то
  • лучший/хороший
  • сделать
  • где
  • можно
  • бесплатно
  • кто
  • новый
  • ТОП
  • простой
  • почему
  • когда
  • сколько

и тому подобные. Вставляйте триггеры в метатеги <title>, <description>, в заголовки H1-H3, первые абзацы текста. Также можете выделять слова-триггеры полужирным шрифтом. Читайте наш материал «Оформляем текст на странице по правилам SEO».

Обычно запросы голосом длиннее текстовых, поэтому при оптимизации сайта необходимо включать низкочастотные запросы. Зачастую ГЗ имеют локальный характер, соответственно, не лишним будет упоминание физического адреса компании, ее названия (брендовые запросы) в описании на сайте. Отзывы клиентов с вхождением в текст наименования товара также будут плюсом.


Подведем итоги:

Для адаптации сайта под голосовой поиск необходимо:


  • увеличить скорость загрузки сайта;
  • подготовить сайт для просмотра на мобильных устройствах;
  • внедрить микроразметку на сайте;
  • изучать запросы пользователей;
  • превращать их в краткие и емкие ответы, включающие триггер-слова. Использовать низкочастотные запросы в несколько слов, следуя стилю разговорной речи, вставлять местоположение и название компании/ услуги/ товара;
  • создавать под голосовые запросы отдельные страницы с обзорами или рекомендациями.

Вам срочно необходимо оптимизировать сайт под голосовые запросы?! 😀

Всегда рады помочь, звоните 8  (800)  200 · 69 · 20 или приходите к нам в гости на чашечку кофе.

Другие статьи